Отрывок из книги В.А. Кученковой "Тамбовские Православные храмы" о Христорождественском соборе, расположенном рядом с рыночной площадью. |
подробнее об этом издании смотрите раздел АВТОРСКИЕ ПРАВА |
Христорождественский городской собор Широкое распространение в городах России получил обычай сооружать церкви на базарных площадях. Они посвящались, как правило, покровителям рынков и торговли - Параскеве Пятнице или Николаю Чудотворцу. В языческие времена пятница была почитаемым днем недели, днем торгов и ярмарок. В этот день на базарной площади Тамбова проходили крупные ярмарки. И хотя в тамбовском храме не было престола, освященного во имя Параскевы Пятницы, народ все-таки называл эту церковь Пятницкой. История этой церкви начиналась с 1836 года, когда почетный гражданин Тамбова Иван Алексеевич Суворов оставил своим душеприказчикам завещание построить во второй части Тамбова, на Базарной площади, церковь во имя Николая Чудотворца, определив для этого 50000 ассигнациями и соответствующие с них проценты. Спустя 20 лет местные купцы Спирин и Ашурков получили в Духовной консистории разрешение на строительство церкви. Но выбор места под строительство на Базарной площади породил ряд серьезных препятствий. По рапорту губернского архитектора Гаккеля, строить в этом месте “каменную церковь, Которая непременно должна быть обнесена оградою, нет никакой возможности”. Вся плошадь была занята постройками: Гостиным двором, обжорным рядом и различными лавочками, которые занимали большую половину площади. Архитектор отмечал, что даже для хлебной и конной торговли оставалось очень мало места. Особенно заметно это было в осеннее и зимнее время, когда все прилегающие улицы были заставлены возами. Немаловажными причинами, препятствующими строительству, были потенциальные потери доходов от торговых оборотов, которые давали лавки тамбовских торговцев. Хозяйственный департамент беспокоили возможные убытки в бюджете города, связанные с вознаграждением владельцев за слом ветхих деревянных лавок на площади. В течение трех лет продолжалась тяжба за место строительства. Она завершилась решением Александра Второго, к которому в конце концов обратились тамбовские купцы за помощью. Купцам Спирину и Ашуркову было разрешено строительство на Базарной площади каменной церкви во имя Николая Чудотворца. К этому времени строители пожелали будущий двухпрестольный храм украсить третьим престолом во имя Александра Невского, выделив дополнительно до 10000 рублей ассигнациями. К 1859 году был решен вопрос с архитектором - Тамбовский епископ Феофан решил “назначить по желанию нашему и известности об отличных познаниях в строительном искусстве архитектора Садовского”. Место было освящено епископом Феофаном; от Знаменской церкви был совершен крестный ход. Однако строительство началось только в 1862 году. Через одиннадцать лет церковь была готова принять прихожан. Это был квадратный четырехстолпный храм с небольшой папертью и восьмигранным невысоким шатром, завершенным главкой-луковицей. Угловые башенки-колокольни повторяли архитектурную форму центрального шатра. Наличники в стиле XVII века, строгий треугольный фронтон и килевидные кокошники у основания шатра, напоминали образцовые проекты 50-х годов XIX столетия, предложенные К. А. Тоном. Христорождественский храм напоминал Петербургский Благовещенский храм, построенный этим архитектором для лейб-гвардии Конного полка. С 1874 года гласные Городской Думы стали ходатайствовать о присвоении Христорождественской церкви статуса городского собора. Оснований для этого не было, но принимая во внимание усердие граждан и их обязательства построить в городе новую церковь, Синод нашел возможным в 1876 году переименовать церковь в Христорождественский городской собор. Современники отмечали роскошное оформление интерьеров храма; его священной реликвией были дары Афонского монастыря - мощи великомученика Пантелеймона. После революции городской собор находился в пользовании одной из приходских общин, но в 1933 году городские власти приняли решение о закрытии церкви и передаче здания семеноводсоюзу. К этому времени металлическая ограда, окружавшая церковь, была передана заводу для нужд литейного производства.
|